Православная молодежь карелииКукловоды и марионетки. Часть 1 (определение и признаки секты)Опубликовал Zakharija | Дата 23 декабря, 2011Свидетели Иегова, адвентисты, муниты, мормоны, сайентологи, различные астрологические, языческие, философские культы — кто они? Добрые посланцы небес или коварные манипуляторы, активисты духовно-нравственного воспитания людей или деструктивные элементы общества? Может, ни то, ни другое, ни третье? Может. Одно только слово приходит на ум, когда слышишь об этих «подвижниках» на лоне борьбы за души человеческие — СЕКТА. Но почему-то все они наперебой не выносят, когда их идентифицируют именно так. Почему? На семинаре «Как противостоять духовному насилию и манипуляции», который прошёл в минувший понедельник 20 ноября в Православном центре, клирик Александро-Невского собора, руководитель миссионерского отдела Карельской и Петрозаводской епархии иерей Станислав Распутин и алтарник Крестовоздвиженского собора Сергей Богданов за полтора часа попытались определить, что же такое секта, выделить её признаки и методы вербовки, а также дать советы по извлечению человека, попавшего в лапы адептов подобных организаций. Стоит сказать, что существует большое количество определений слову «Секта». Например, по С.И. Ожегову: «секта — религиозное объединение, отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее», а по М. Веберу: «секта — это общество спасенных, стремящихся отделиться и отгородиться от внешнего мира… секта — союз людей, получивших высшую религиозную аттестацию» (по материалам сайта «Википедия»). Если вдаваться в этимологию, то с одной стороны слово secta родственно латинскому - sector («отсечённый»), с другой: secta — это школа, учение и происходит от слова sequor («следую»). В общем, секта — это некая группа (чаще отделённая от остального общества) с неким учением. Но почему всё чаще в современном мире слово «секта» стало синонимом словосочетания «религиозная секта»? Ведь учение «группы» может и не быть связанно с верой, познанием истины и прочих запредельных человеческому разуму вещей. Почему кружок авиамоделистов, клуб фотолюбителей или группу «зелёных» волонтёров не называют сектами? Ответы кроются в признаках, по которым в наше время можно распознать организацию деструктивного (разрушающего) толка. Вот они: 1. Обман при вербовке. В 2007 году я познакомился с группой миловидных молодых людей, любящих делать добрые дела, вести разговоры о нравственном воспитании людей и, собираясь на частной квартире и попивая чай, просматривать различные фильмы в основном положительного содержания. Имя сей организации было «КАРП». Сначала даже в голову не придёт разобрать это название, как аббревиатуру, тем более что правильнее писать эти буквы латиницей — «CARP» (The Collegiate Association for the Research of Principe). «Принцип» (Principe) о котором говорится выше, не что иное, как главное учение «преподобного Муна», основателя и главного идеолога «Церкви Объединения». Кроме «КАРПа», под контролем секты родом из Южной Кореи действуют «Ассоциация женщин за мир во всём мире», «МИГ (молодёжная инициативная группа)» и другие (их достаточно много) и НИКТО при первой встрече с новым адептом не скажет истинной причины вовлечения его в ряды организации. В данный момент, «КАРПовцы» приостановили свою деятельность в Петрозаводске. Надолго ли? Между прочим, в любимом всеми нами Санкт-Петербурге они обосновались уже давно и серьёзно. 2. Уровень членства в секте. По классификации, представленной на семинаре Сергеем Богдановым, участников любой секты можно разделить на три категории: — профи (кукловоды), это те, кто реально понимает всё, что происходит в организации и полностью (или почти полностью) контролирует все процессы в секте; — рядовые адепты, это те, кто вовлечён в работу секты 24 часа в сутки (полноставочные сотрудники). Им не обязательно знать для чего на самом деле существует их организация; — околосектанты (или попросту фон), это люди, которые потенциально могут стать членами секты (в данной классификации их большинство). Они верят гороскопам, их интересует магия и тайны НЛО и, как только их поманят «вкусной конфеткой» в виде ответов на все сложные жизненные вопросы, они с радостью примут её. 3. Свой язык. Особый (профессиональный) сленг имеется во многих сферах (в медицине, армии, тюрьме, среди компьютерщиков и т.д.). Для сектантских организаций это дополнительный способ отрыва человека от привычного ему мира (в данном случае, мира общения с другими людьми). 4. Роль лидера. Подавляющее большинство сект держится на харизме своего «верховного главнокомандующего». Лидер секты — воплощение добра для адептов, вовлечённых в ряды организации; человек (почти бог!), который знает ответы на все сложные вопросы. Авторитет лидера незыблем. Неподчинение лидеру равносильно смерти (иногда совсем реальной!) сектанта. 5. Биполярное мышление («свои»/«чужие»). Очень часто, когда человек оказывается вовлечённым в ряды какой-нибудь секты, ему волей-неволей приходится прерывать большинство своих родственных, дружественных и профессиональных связей. Те, кто до секты были самыми близкими людьми, становятся злейшими врагами. Любая критика нового увлечения сектанта со стороны родных воспринимается им в штыки, потому что так его «запрограммировали» в организации. У сайентологов есть такой термин — «Подавляющая личность», им обозначают любого, кто ставит под сомнение истинность учения Рона Хаббарда (дианектику). Более того, все «ПЛ», по Хаббарду, подлежат физическому уничтожению. 6. Эзотерический разрыв: мистика, религиозность, тайна. Несмотря на то, что почти все секты - это финансовые пирамиды, где деньги оседают в карманах людей (или одного человека), стоящих во главе организации, религиозная, мистическая оболочки необходимы как неотъемлемый элемент заманивания людей. Согласитесь, никто не придёт в неизвестную ему организацию, которая просто предложит человеку отдать своё имущество, не получив взамен ничего. А вот, если предложить свеженькому адепту «новый смысл его жизни», «ключ к счастью» или «неведомые миру сверхспособности», то поймать его на крючок будет куда проще. Иногда к признакам секты относят факт их малочисленности по сравнению с мировыми религиями. Однако если учитывать то, что некоторые секты (например, свидетели Иегова или церковь сайентологии) имеют представительства во многих станах мира (в том числе и на постсоветском пространстве) и немалую численность (правда, по их собственным подсчётам, которые обычно не совпадают с реальным положением дел), то этот признак стоит признать лишь сугубо косвенным. Потому что по остальным параметрам (обман, жесткая иерархия, «всеблагой» лидер, оторванность от всех социальных институтов, мистическая или религиозная приманка) — это не что иное, как секты. Захар Слуковский Фото автора и из Интернета Продолжение следует…
|
|
||
Сделать бесплатный сайт с uCoz |