Астрология в духовной науке рудольфа штейнера



Синий южный витраж Гетеанума (по эскизу Рудольфа Штейнера)

То, что физическое тело действительно имеет отношение к гороскопу, следует из цикла докладов, прочитанных в 1912 году в Осло. В пятом докладе для перехода к шестому описывалось то, что может быть обозначено как мелотезия. Мелотезия - это учение о соответствии человеческих членов знакам Зодиака. На протяжении столетий в медицинских учебниках давалось соответствие a capite ad calcem, от головы до ступней. Оккультный ученик должен начинать со строения собственного тела. «Когда оккультист рассматривает собственный облик, он при виде этого человеческого облика должен испытывать нечто, что выводит его за пределы всякого земного сознания». Затем основательно описывается все строение человеческого тела в его членах, и описанное представляется в общей схеме:

1. Прямостояние ОВЕН

2. Соответствие тонобразованию ТЕЛЕЦ

3. Симметрия БЛИЗНЕЦЫ

4. Замкнутость РАК

5. Внутреннее, самозамыкающее ЛЕВ

6. Внутреннее в телесном отношении,

без отношения к внешнему миру ДЕВА

7. Положение равновесия ВЕСЫ

8. Органы воспроизведения СКОРПИОН

9. Бедра СТРЕЛЕЦ

10. Колени КОЗЕРОГ

11. Голени ВОДОЛЕЙ

12. Стопы РЫБЫ

Возникает ощущение, что эти связи, которые были сначала представлены в художественной сфере в живой образной форме, должны также быть в образно-художественной форме изображены Рудольфом Штейнером. Впервые это было сделано по его наброскам с 1914 по 1916 годы в форме стеклянных рельефов для окон первого Гетеанума, и после его смерти художницей Асей Тургеневой по эскизам Рудольфа Штейнера для второго Гетеанума.

С 1912 года началось образование нового искусства движения, эвритмии. Посредством эвритмии становилась понятной связь, представляющая следующий шаг в развитии духовнонаучной звездной мудрости. 20-го сентября 1913 года в Дорнахе, в присутствии узкого круга приглашенных, состоялась закладка первого Гетеанума. На склоне холма, предоставленного швейцарскими друзьями, был выкопан котлован, 6 м "в окружности" и глубиной 1, 75 м, в который был забетонирован цоколь, имевший размеры: 1 м высоты, 1, 2 м длины, 70 см ширины. В него был помещен камень, содержавший медный футляр. В этом медном – дважды додекаэдрическом - футляре находилось в свернутом виде послание. Послание было написано Рудольфом Штейнером

это существенно для наших рассмотрений, - и оно завершалось словами: «Geledt vom J. B. V. am 20sten Tage des September-Monats 1880 n. d. M. v. G., d. i. 1913 n. Chr. Geb., da Mercurius als Abend stern in der Waage stand. » Смысл этой констелляции можно расшифровать только с помощью эвритмического значения звуков. AU соответствует Солнцу, жест А - Венере, El Луне, Е - Марсу, - Юпитеру, U - Сатурну и I - Меркурию. Также Зодиак представлен жестами, но уже представляющими согласные: Близнецы Н, Стрелец - G, Козерог - L, Водолей - М, Весы - С или СН. Итак, единственное слово, изображенное в первом Гетеануме - написанное над десятой колонной в малом куполе: Меркурий I, Весы СН = ЮН - представлено здесь планетной констелляцией.



В цикле докладов "Христос и духовный мир - О поисках Святого Грааля», последний цикл, который мог слушать Христиан Моргенштерн, в пятом докладе 1 января 1914 года Рудольф Штейнер говорит:

«Послеатлантические эпохи развиваются так же, как они свертывались до Мистерии Голгофы, до четвертого послеатлантического периода. Так что третий послеатлантический период как бы всплывает в нашей пятой культурной эпохе, второй - в шестой, и первый период, время Святых



Риши, проявится в седьмом культурном периоде, как я это уже неоднократно представлял. Ныне мне - и это является результатом многолетних исследований - представляется всё ясней и ясней, что действительно в наш временной период вживается как бы пронизанное Импульсом Христа восстановление астрологии третьего послеатлантического периода. Мы должны, хотя и по-иному, чем это делали в прежние времена, исследовать звезды, звездные письмена должны снова стать для нас чем-то говорящим».

После всего, что Рудольф Штейнер говорил об отношении антропософии к Импульсу Христа, слова «пронизанное Импульсом Христа восстановление астрологии» должны означать не что иное, как то, что это восстановление должно проходить на почве антропософии.



Несколько недель спустя Рудольф Штейнер в одном кратком цикле лекций на втором Генеральном собрании Антропософского общества в Берлине дал космологически-астрологическую конфигурацию мышления. Он соотнес двенадцать типов мировоззрений с созвездиями эклиптики и семь мировоззренческих настроений с семью планетами:

«Начиная с идеализма, обозначим его как духовно-зодиакальный образ Овна, рационализм определим в том же смысле как Тельца, математизм - Близнецы, материализм - Рак, сенсуализм - Лев, феноменализм - Дева, реализм - Весы, динамизм - Скорпион, Монадизм - Стрелец, спиритуализм - Козерог, пневматизм - Водолей, психизм - Рыбы. Отношения, в которых находятся отдельные зодиакальные образы в отношении пространственно-материального, в области духа существуют между мировоззрениями. И те отношения, которые устанавливаются между планетами при их прохождении по Зодиаку, соответствуют семи мировоззренческим настроениям таким образом, что мы можем воспринимать гнозис как Сатурн, логизм как Юпитер, волюнтаризм как Марс, эмпиризм как Солнце, мистику как Венеру, трансцендентализм как Меркурий и оккультизм как Луну».Здесь отчетливо показано, что эти звездные отношения не связаны с констелляцией рождения или гороскопом. А также что аспекты, играющие ведущую роль в обычном гороскопе, на этой духовной плоскости аспектов могут быть восприняты как препятствующие.

Всё же это упорядочение мировоззрений зодиакальным образом произвело определенное впечатление на неантропософских астрологов двадцатых годов, так что Герберт фон Клёклер включил их во второй том толкований своего «Курса астрологии».

Также и к другим специальным областям применим порядок двенадцати зодиакальных образов. Указание - хотя и не отчетливо высказанное - на это можно найти во втором докладе из цикла «Существо цвета».

В 1915 году произошло важное событие: ко дню рождения Гете впервые было поставлено - эвритмически проработанное - стихотворение Рудольфа Штейнера «Двенадцать настроений», отдельные строфы которого ориентированы по двенадцати знакам Зодиака. Каждая из этих строф состоит из семи строк, частично связанных аллитерацией; попарно строки связаны конечными рифмами. Кроме того, первая и седьмая строки связаны, большей частью, внутренней рифмой.

Первая строфа:

"Erstehe, o Lichtesschein,

Erfasse das Werdewesen,

Ergreife das Krflfteweben,

Erstrahle dich Sein-erweckend.

Am Widerstand gewinne,

Im Zeitenstrom zerrinne.

O Lichtesschein, verbleibe!

WIDDER" *21

«Явись, о сиянье света,

Объемли существо становленья,

Охвати прядение сил,

Излучайся, пробуждая бытие.

Окрепни в сопротивленьи,

В потоке времени раствори.

О сияние света, пребудь!

ОВЕН».

Первая и седьмая строки имеют внутреннюю рифму:

"Erstehe, o Lichtesschein,...

О Lichtesschein, verbleibe!"

Строки с первой по четвертую аллитеративно связаны:

"Erstehe, o Lichtesschein, Erfasse das Werdewesen,

Ergreife das ioyrfteweben,

Erstrahle dich Sein-erweckend. "

Строки пятая и шестая связаны конечной рифмой:

"Am Widerstand gewinne,

Im Zeitenstrom zerrinne. "

Рудольф Штейнер поставил первую и седьмую строки в соответствие Солнцу и Луне, строки вторая, третья и четвертая принадлежат Венере, Меркурию и Марсу, строки пятая и шестая соответствуют Юпитеру и Сатурну. На учительской конференции 21 июня 1922 года Мария Штейнер рекомендовала эвритмистам обратить внимание на эти «Двенадцать настроений». Рудольф Штейнер сказал об этом: «Эти «Двенадцать настроений» построены так, что могут быть проверены астрологическими законами. Они прямо космическое. Это нечто, что можно разрабатывать как в стилистике, так и в эвритмии. На основании этого оно стилизовано в своем звучании почти в каждом слоге. К тому же вы можете почти повсюду найти внутреннюю стилизацию. Объективное стилеобразование. Это можно также обработать музыкально. Если читать его строго объективно, из этого может многое получиться».

При изучении этого стихотворения всплывает множество вопросов, например, вопрос о знаках и образах. Где здесь связи знаков и где связи образов? И может ли это стихотворение дать что-либо в направлении христианизации? Можно ли обнаружить в этом стихотворении нечто, напоминающее о древнем египетском храмовом искусстве? Эти относящиеся к стихотворению вопросы будут рассмотрены ниже в отдельной главе.



В 1916 году двенадцать чувств были представлены в круговой схеме. Наряду с этим были упомянуты семь жизненных процессов: «Двенадцать чувственных областей мы должны представлять покоящимися в нашем организме. Однако через весь организм пульсирует жизнь, и жизнь, в свою очередь, дифференцирована». Жизненными процессами являются: дыхание, теплообмен, питание, выделение, сохранение, рост и воспроизведение. Также и они должны быть внесены в круг.

И далее он призывает слушателей (читателей) к собственной активности: «Если вы в двенадцати областях запишете знаки Зодиака, вы получите макрокосм, если вы впишете туда области чувств, вы получите микрокосм. Если вы к семи жизненным процессам припишете знаки планет, вы получите макрокосм, если вы припишете названия семи жизненным процессам, вы будете иметь микрокосм. И как в макрокосме



ведут себя планеты в отношении образов Зодиака, через которые они проходят, так и жизненные процессы пронизывают покоящиеся чувственные области. Вы видите, что во многих отношениях человек является микрокосмом».

И далее следуют важные слова: "Отношение между семиричностью и двенадцатиричностью выражает глубокую тайну бытия, выражает тайну отношения чувственного существа человека к его жизненному существу, к себе самому как живому существу. Двенадцатиричность содержит тайну о том, что человек может принять "Я". По мере становления двенадцати наших чувств, двенадцати покоящихся областей, они становятся основой "Я"-сознания Земли... Семиричность столь же полна тайн, связанных с астральным телом, как двенадцатиричность - тайн "Я"-природы, "Я" человека".

1917 год внес во внешний мир новый поток уничтожения, новые смерти. На фоне уничтожительной войны Рудольф Штейнер часто говорил о проблеме смерти, умирания, в частности, 21 января 1917 года. Рождение и смерть не являются для духовного исследователя границами жизни. Рождение и смерть - это скорее промежуточные пункты. Преображающий переход из одной формы бытия в другую. И здесь приобретают особую важность космические констелляции этих обоих переходов, значение имеет не только гороскоп рождения, но и гороскоп смерти. По этому поводу Рудольф Штейнер говорит следующее:

«У мертвых, находящихся еще в своем эфирном теле, особенно оказываются задействованы силы, которые связаны со звездной констелляцией, сложившейся в тот момент, когда умерший покидал физический мир. В целом это, конечно, кармически обусловлено. Если, вооружившись необходимым благоговением и уважением, составить гороскоп, и именно планетный гороскоп - расположение планет на момент смерти, - то из него можно извлечь множество более серьезных сведений, гораздо больше, чем получают, когда исследуют, нередко с эгоистическими целями, звездные констелляции на момент рождения. Гороскоп смерти позволяет получить исключительно много сведений о существе человека в целом, и исключительно много сведений о связи кармы с наступлением смерти именно в данный определенный момент.

Тот, кто когда-либо занимался исследованиями в этом направлении - правила те же самые, что и для гороскопа рождения, - тот мог прийти к весьма интересным результатам, особенно если он более или менее знал в жизни человека, для которого составляет гороскоп. Ибо умерший проносит со своим еще не отделившимся эфирным телом многое из того, что является отголоском планетной констелляции».

В дальнейшем мы будем изучать такие гороскопы смерти - особенно их отношение к соответствующим гороскопам рождения. И в рамках рассмотрения отношения реинкарнации к астрологическим фактам гороскопа смерти будем рассматривать и исследовать его метаморфозу в гороскопе нового рождения.

В докладе от 8 января 1918 года Рудольф Штейнер говорит о часах и астрологии: «... Всякий раз, взглядывая на часы, мы занимаемся астрологией». В эти дни Рудольф Штейнер говорит о Мировых часах - об эволюционных шагах, которые имели место с начала послеатлантической эпохи до нынешнего времени. Во время древнеиндийской эпохи точка равноденствия находилась в созвездии Рака, это действовало на человека так, что он «в некотором смысле, в сенситивности своей грудной клетки ощущал другого человека». Рак имеет особое отношение к Луне. «И в самом деле, можно сказать, с одной стороны, человек был в эту первую послеатлантическую эпоху таким восприимчивым, чувствительным, сенситивным, с другой стороны, всё то, что выступало в качестве интимных понятий послеатлантического мировоззрения, было связано с сексуальной сферой - тогда еще с полным правом, поскольку тогда еще существовала та наивность в отношениях людей, которая была утрачена в последующие порочные времена.

Затем Солнце со своей точкой равноденствия вступило в знак Близнецов». Началась вторая послеатлантическая культура, праперсидская культура. Близнецы связаны в человеке со всем тем, что делает его симметричным существом. Руки, скрещение глазных осей и т. д. «... в период культуры Заратустры произошло обращение к свойствам, обусловленным Близнецами - с одной стороны, к световой природе, с другой стороны, к природе тьмы... » «Как Луна имеет свой дом в Раке, так Меркурий имеет дом в Близнецах». Это обусловливает связь с пищеварительной системой, которая, в то же время, «является познавательным аппаратом». Из этой пищеварительной системы «...исходит действительная сообразительность,... глубокий дар комбинирования... ».

Когда точка весеннего равноденствия переместилась в Тельца - т. е. в третьем послеатлантическом периоде, - на передний план выступило всё то, «что имеет отношение к гортани». «В эту третью послеатлантическую эпоху с особой силой выступило ощущение сродства между словом и вещью, и именно внешними вещами». Венера имеет свой дом в Тельце. «В микрокосме, в человеке, это соответствует силам, которые находятся между сердцем и областью желудка».

В четвертую эпоху, когда точка равноденствия переместилась в Овна, мир познавался посредством «мыслительной культуры». Марс, «имеющий свой дом в Овне», поддерживает всё, «что в отношении окружающего мира развивается со стороны человека через его голову».

Сегодняшняя, пятая эпоха, являет точку весеннего равноденствия в течение 2160 лет, т. е. до 3573 года, в знаке Рыб. Связь небесных знаков с человеком указывает на стопы. «От головы осуществляется переход к стопам. Это колоссальный поворот... То, что человек ранее воспринимал от Неба, теперь он воспринимает от Земли».

Юпитер имеет свой дом в Рыбах. «Человек, с этой земной культурой пятого послеатлантического периода, может обрести истинное величие, ибо именно самостоятельным человеческим образом, посредством своих головных сил, он может постигать и облагораживать то, что к нему подводится с противоположной стороны в отношении прежних послеатлантических периодов... Но он имеет в эту пятую послеатлантическую эпоху величайшую возможность одухотворения себя. Ни одна из культур не была столь благоприятна для духовности, как эта пятая».


РАК БЛИЗНЕЦЫ ТЕЛЕЦ ОВЕН РЫБЫ


ГРУДНАЯ РУКИ ГОРТАНЬ ГОЛОВА СТОПЫ

клетка симметрич. и прилег. верхняя

органы область кругл. часть

головы


ПОЗНАНИЕ ПОЗНАНИЕ СРОСДСТВО МЫСЛИТЕЛЬН. МЫСЛИ

друг. людей света и тьмы слова и вещи культура теряют силы


ЛУНА МЕРКУРИЙ ВЕНЕРА МАРС ЮПИТЕР

Сексуальный Пищеварит. Между желудком силы Передний

регион регион и диафрагмой агресии мозг

Сообразительность Одухотворение